Понедельник
29.04.2024
11:06

 
МБОУ "Амвросиевская школа №6" Амвросиевского района 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта

Главная » Файлы » Мої файли

Педагогическое сопровождение учебного процесса отдельных категорий учащихся ( методические рекомендации)
11.02.2019, 11:20

Методические рекомендации от Самарской Т. А. "Педагогическое сопровождение учебного процесса отдельных категорий учащихся" 

 

Педагогическое сопровождение

                 учебного процесса  отдельных категорий  учащихся  ( методические рекомендации)

Учитель начальных классов, 

                                                                                                               специалист второй категории   

                                                                                                                                Самарская Т.А.             

            Вопрос обеспечения качественным и доступным образованием учащихся, имеющих недостатки психофизического развития, всегда стоял достаточно остро. Особая роль при этом отводится процессам обеспечения равного доступа к качественному образованию школьникам с ОВЗ  путем организации их обучения, в том числе в условиях индивидуальных занятий на дому и на базе общеобразовательного учреждения.

          Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды либо дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая расстройства аутистического спектра, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития. Диапазон различий в развитии детей с особыми потребностями  чрезвычайно велик: от временных и относительно легко устранимых трудностей   до необратимых тяжелых поражений  центральной нервной системы. От способных при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. Дети с ОВЗ наряду с характерными для их сверстников познавательными интересами и образовательными потребностями имеют  специфические – особые потребности обучения. Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку определяются спецификой нарушения психического развития. Они определяют особую логику построения учебного процесса для школьников с теми или иными нарушениями, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Учет особых образовательных потребностей различных категорий учащихся с ОВЗ, обусловленных характером (типом) и выраженностью нарушений, ориентация на максимальное удовлетворение этих потребностей наряду с необходимостью реализации Государственного общеобразовательного стандарта образования - необходимое условие эффективности инклюзивного, в т.ч. и индивидуального обучения. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого школьника, можно открыть ему путь к общему образованию

          Целью индивидуального образования инклюзивного направления является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения школьника с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.  Индивидуальное образование по адаптированным основным общеобразовательным программам  призвано решить следующие задачи:

1. Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей учащегося с ОВЗ.

2. Обеспечение индивидуального педагогического подхода к школьнику с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов.

3. Построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

4. Интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций.

5. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции школьников с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ученику и его семье, помощи педагогам.

6. Разработка программно-методических комплексов для обучения школьников с ОВЗ.

7. Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.

8. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития учащихся с ОВЗ различной специфики и выраженности.

9. Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития.

     Ожидаемые результаты:

1. Выход учащихся с ОВЗ из состояния изолированности от общества; повышение качества жизни.

2.Реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями;  получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями; реализация себя в обществе. 

Право на инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья регламентировано пунктом 7 статьи 2 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании».      Основными нормативно - правовыми документами, представляющими совокупность взглядов на принципы, цели, задачи, приоритетные направления и механизмы развития инклюзивного образования с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных психофизических возможностей учащихся являются «Концепция развития инклюзивного образования в ДНР», утвержденная приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №318 от   11.04.2018 г. и  «Государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью», утвержденный приказом МОН ДНР  №701 от 14.08.2018 года. В соответствии с данными документами определен ряд особенностей реализации образовательных программ в условиях индивидуального обучения общеобразовательном учреждении. При этом реализация программ общего образования предполагает создание адаптированной образовательной среды. Для обеспечения качества образования используются специальные педагогические методики, современные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, дистанционные. В обязательном порядке осуществляется коррекционная работа и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса индивидуального обучения.

Коррекционно-развивающее сопровождение в условиях индивидуального обучения школьников с особыми потребностями

Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

1 Диагностическая работа, которая включает проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико- педагогической помощи детям с ОВЗ в условиях образовательного учреждения.

2. Коррекционно - развивающая работа, обеспечивающая специализированную помощь в освоении школьниками содержания образования, коррекцию их недостатков в развитии в условиях ОУ и   формированию у них УУД  (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

3. Консультативная работа по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации учащихся.

4. Информационно-просветительская работа, которая направлена на разъяснительную деятельность по вопросам инклюзивного обучения среди всех участников  образовательного процесса - учащихся (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогических работников.

В сложных случаях, когда педагог не может сам объяснить причину и добиться желаемых результатов, он обращается к специалистам (психологу, логопеду).

Психолог:

1. Собирает сведения о школьнике у педагогов, родителей.

2. Анализирует факты жалоб, с которыми обращаются; учитывая их проявления.

3. Выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка,  семья, среда, в которой он живет, характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему).

4. Изучает работы школьника (тетради, рисунки, поделки и т. п.), беседует с целью уточнения мотивации, запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.

5. Выявляет причины и характер тех или иных особенностей психического развития школьников, резервные возможности.

6. Вырабатывает рекомендации по обучению и воспитанию; составляет индивидуальный образовательный маршрут медико- психолого-педагогического сопровождения. Эти рекомендации психолог обсуждает с учителем, медицинским работником и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие.

7. Составляется комплексный план оказания ребенку медико-психолого- педагогической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы.

      Индивидуальная работа с учащимся с особенностями психофизического развития требует от педагогов общеобразовательных организаций  (ОО) умения планировать коррекционно-развивающие задачи, которые, с одной стороны, должны быть ориентированы на ослабление недостатков познавательной активности, с другой стороны, на развитие личностных качеств, стимулирующих самостоятельность. Эффективность реализации коррекционно-развивающих задач будет зависеть от выполнения ряда условий:

1. Необходимо четко ставить цели и конкретные задачи, которые будут зависеть от учащегося и его особых образовательных потребностей.

2. Необходимо отразить в плане два момента: что нужно развивать (предпосылки к учебной деятельности, познавательную деятельность, др.) и с помощью чего осуществляется коррекция (средства, методы, приемы, др.).

3. Важно тщательно продумывать оборудование, которое должно соответствовать дидактической и развивающей цели урока.

4. Необходимо рационально использовать средства наглядности (на начальном этапе обучения такие учащиеся нуждаются в максимально развернутом наглядном материале, однако постепенно его необходимо сокращать).

5. Следует учитывать взаимосвязь речи и мыслительных операций, поэтому важно планировать ситуации, стимулирующие детей с особыми потребностями к речевым высказываниям при осуществлении планирования задачи, исполнения, контроля, рассуждений, установлении сходств и различий, причинно-следственных связей и др.

6. Необходимо создавать условия для развития коммуникативных навыков: учить задавать вопросы в устной и письменной форме, пользоваться дополнительным материалом (в том числе справочниками, таблицами, инструкциями, памятками и др.), принимать помощь от учителя.  7. Учет индивидуальных особенностей осуществляется не только в доступности учебного материала, знании познавательных возможностей ученика с особыми потребностями, но в первую очередь необходимо создавать положительный эмоциональный климат. Для этого учителю необходимо ориентироваться на ситуацию успеха данного школьника, способствовать преодолению его трудностей.  Формирование мотивации к учебе продуктивно осуществляется с опорой на личный опыт учащегося, посредством игровых ситуаций, которые побуждают интерес к заданиям. Организация на уроке оптимальной работоспособности школьников с особыми потребностями

не простая задача и требует от учителя определенной профессиональной грамотности.

       Сложности, которые существуют при обучении детей с особыми потребностями, обуславливают необходимость скоординированной работы всех сотрудников образовательного учреждения, включая администрацию школы. От деятельности педагогического коллектива напрямую зависит дальнейшая судьба каждого школьника, обучающегося индивидуально, ведь именно они определяют, сможет ли ребенок жить полноценной жизнью или обречен стать изгоем в обществе. Успешность реализации данного вида обучения во многом определяется качеством адаптации стандартных учебных программ под нужды конкретного ребенка. И здесь уже ключевую роль играет учитель, который должен отказаться от традиционного подхода к обучению и сконцентрировать свое внимание не столько на когнитивном компоненте, сколько на оказании коррекционно-реабилитационной помощи, а также обеспечении социальной направленности образовательного процесса.

Образовательная деятельность:

1. Максимально расширить учащимся доступ к образованию, отвечающему их возможностям и особым образовательным потребностям. Создать условия для эффективной реализации и освоения школьниками АООП. Гарантировать преемственность образовательных программ всех уровней.

2. Обеспечить возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования учащимися на основе комплексной оценки личностных и предметных результатов освоения АООП, заключения психолого-медико-педагогической консультации/комиссии и согласия родителей (законных представителей).

3. Создать наиболее благоприятные условия для становления и развития субъектно-субъектных отношений учащегося и учителя.

4. При реализации АООП в форме обучения школьника индивидуально на дому или на базе школы обязательным является расширение его жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах.

5. Способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам и способностям учащихся.

6. Создавать благоприятное социально-образовательное пространство для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционно-развивающей  среды.

7. В первую очередь от учителя требуется оградить учащегося от негативных социальных взаимодействий, неудовлетворенности своими успехами в учебе и общении с одноклассниками. Необходимо понимать, что для  него первостепенное значение имеет социализация и приобретение определенных социокультурных качеств, соответственно, его непостоянное нахождение в классе с другими детьми, прежде всего, направлено на адаптацию  в микросоциуме, социально-психологическую коррекцию и социальную реабилитацию.

8. Образовательный процесс для учащегося с особыми потребностями выстраивается на диагностической основе, которая предполагает первоначальное всестороннее психолого-педагогическое обследование, выявление всех нарушений, а также уровня актуального и ближайшего развития. Далее осуществляется составление психолого-педагогического паспорта и разработка индивидуальной программы обучения. При этом в составлении данной программы обязательно участвует не только классный руководитель, но и практический психолог, учитель-логопед. После этого программа подлежит обязательному согласованию с родителями школьника, затем она обсуждается на педагогическом консилиуме и на последнем этапе утверждается на педсовете школы. Нужно также учитывать, что обучение таких учащихся является практико-ориентированным. Практическое направление обучения  в данном случае выступает в качестве источника получения новых теоретических знаний и сферы, в которой можно их использовать.

9. Формирование знаний происходит поэтапно, при этом при этом надо учитывать, что потребуется неоднократно возвращаться к уже изученному материалу. Больший эффект дает дедуктивный метод познания (от общего к частному), тогда как классическая система образования предполагает использование преимущественно индуктивного пути познания (от частного к общему). Для учащегося важно наличие разнообразных наглядно-образных средств и проведение обучения в положительной эмоциональной обстановке.

10. В образовательном процессе рекомендуется активно задействовать инновационные педагогические технологии, предусматривающие импровизацию, варьирование учебных методик и полифонию.  Основные принципы, методы и формы современного интегрированного обучения разрабатываются с учетом того, что к детям с особенностями применяется аналогичный подход, что и к здоровым учащимся. Ключевое отличие заключается в том, что школьнику с ОВЗ, прежде всего, требуется помощь в обучении и обеспечение коррекционной поддержки.

11. При построении образовательного процесса учителя и другие школьные специалисты используют два основных подхода: лично-гуманистический и бипарный, который предполагает тесные контакты по линии учитель-ученик. В то же время для решения проблем учащихся с особенностями необходима еще и качественная психолого-практическая подготовка педагога, так как он должен иметь максимально полные представления о познавательных возможностях каждого своего учащегося.

12. Учителю необходимо уметь и чувствовать психофизические ресурсы учащегося с определенной патологией (нарушения моторики, речи, памяти, психики и т.д.) и при этом педагог в нем должен, прежде всего, видеть личность. И для того чтобы обеспечить успешную интеграцию ученика с особенностями в социум, педагог должен создать оптимальные условия для реализации возможностей для каждого школьника и при этом не допустить формирование личности с комплексом неудачника.

         

Литература:

1.Башина В.М. Аутизм в детстве. – М.: Медицина, 1999.

2.Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. – СПб.: ИСПиП, 1998. – 124 с.

3.Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1987. – 160 с.

4.Мещеряков А.И. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами // Дефектология. - 1973. - № 3.

5.  https://znanio.ru/medianar/146/  Принципы педагогического взаимодействия педагогов с детьми в условиях образовательного учреждения. 2018 год

Категория: Мої файли | Добавил: school6
Просмотров: 500 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

МБОУ "Амвросиевская школа №6" Амвросиевского района © 2024
Бесплатный хостинг uCoz