МБОУ "Амвросиевская школа №6" Амвросиевского района - Временные выставки
 
Четверг
09.05.2024
20:22

 
МБОУ "Амвросиевская школа №6" Амвросиевского района 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

.

 

Атмосферная ретро-выставка «Назад в СССР»

  Под таким названием ежегодно на базе исторического музея школы проходит выставка. Название «Ретро» говорит само за себя. Под этим словом подразумевается что-то уж очень, очень старое, древнее. Тем самым вызывает наибольший интерес к предмету: а что это такое, откуда он взялся, как сохранился, сколько ему (предмету) лет, а самое главное – кто его сохранил? Вот сколько возникает вопросов по поводу старых вещей.

Все фотоматериалы

Выставка была посвящена вещам, в окружении которых наши бабушки и дедушки, мамы и папы жили в 40-90-е годы прошлого столетия. Отношение к стране Советов сейчас у всех разное, но большинство жителей были рождены именно в ней. В чем-то это была могущественная империя, в каких-то вещах она сейчас вызывает лишь сочувствующую улыбку у тех, кто не застал тот период современной истории. Но каждый посетитель выставки найдет здесь то, что греет, все то, что ежедневно окружало обычного советского человека. Это десятки знакомых вещей: детские игрушки, книги, журналы, посуда, предметы домашнего обихода, одежда, школьная форма,  музыкальная техника, радиотехника, старая добрая советская бытовая техника и прочие, ушедшие в историю, предметы.  Настолько их ассортимент был крошечен, а производство огромно. А ведь в СССР жило 290 миллионов человек.

Все, что представлено на выставке, представляло интерес. Нас как будто вернули в прошлое лет на 60-40 назад. Сейчас мы смотрим на эти вещи с интересом, удивлением, а когда-то мы ими пользовались, они приносили радость, без них, этих вещей, нельзя было обойтись. Все описать невозможно, это надо видеть собственными глазами. Почувствовать, вспомнить что-то свое заветное, сокровенное. Время пребывания на выставке проходит как одно мгновение. Все настолько интересно, любопытно. О многом еще хочется рассказать. Это интересно всем, а ученикам явится большим подспорьем с изучением истории родного края, где мы живем. 

Для того, чтобы прочувствовать атмосферу того времени юные музееведы провели тематическую экскурсию, предложив гостям вспомнить, как же было здорово в 70-80 – е годы. Пирожки с повидлом – разве не чудо? Когда не знаешь с какой стороны вылезет повидло… Как пили воду из колонки на углу… Ели пирожное, пили сладкую воду и не боялись потолстеть…Вспоминали крылатые фразы из кинофильмов, а гости угадывали, как называется фильм. Вспоминали, что можно было купить на копейки или рубли, кто вёл старые передачи, и вообще, какие они были. Вспоминается крылатая фраза 60-х «Жить, как говорится, хорошо. – А хорошо жить ещё лучше!».

Вообще идея выставки очень правильная. Очень важно показать подрастающему поколению то, чем жили мы и наши родители. Чтобы помнили так сказать. Для нас и тех, кто постарше, это шанс окунуться в прошлое. Многие дети уже могут не знать, как выглядели старые телефоны, калькуляторы, фотоаппараты. Времена меняются. Появился интернет и много еще другого.

 


 

Экскурсия ретро-выставки «Хрупкое чудо»

исторического музея «Веков связующая нить»

МБОУ «Амвросиевская школа №6»

Цель: Создать праздничную атмосферу. Познакомить с разнообразием новогодних игрушек и традицией украшать новогоднюю елку.
Задачи: 
– познакомить с историей возникновения новогодней игрушки, учить бережно относиться к праздничным народным традициям и обычаям;
– развивать познавательную активность учащихся;
– налаживать взаимодействие с семьями воспитанников;
– воспитывать
интерес к народному творчеству, любовь к ручному труду.

Все фотоматериалы

Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашей уникальной ретро-выставке «Хрупкое чудо». Новый год – самый любимый, чудесный семейный праздник. Праздник с чудесными превращениями и подарками Деда Мороза. Что такое Новый год? Кто его придумал? Для чего нужны новогодние игрушки? Какие бывают игрушки? Разобраться в этом нам поможет познавательная новогодняя выставка.

 Экспонаты для этой выставки мы собирали всей школой в течение месяца. Старинными ёлочными игрушками украшены 2 елочки (тоже старинные). Игрушек собрано более 100 штук. Такого разнообразия мы и не ожидали увидеть. Рассмотрим все по порядку.

Картонажные елочные украшения, представленные в экспозиции, изготовлены в технике "Дрезденский картонаж", который появился на рубеже XIX-XX веков. В нашей стране, после 1920-го года, картонажные елочные игрушки изготавливались в частных мастерских и представляли собой два склеенных кусочка картона с легкой выпуклостью в виде рисунка. Их покрывали фольгой, серебристой или цветной, а затем раскрашивали с помощью распылителя порошковыми красками. Как правило, фигурки изображали героев русских народных сказок, а также зверей, рыб, бабочек, птиц, автомобили, корабли, звезды и т.д. Картонажные елочные украшения выпускались в СССР до 1980-х годов. В этой технике мы представляем Рыбок, Попугая. Обратите на них внимание.

Монтажные елочные игрушки 1920-50-х годов изготовлены методом сборки стеклянных трубочек и бусинок с помощью проволоки. Смонтированы игрушки в виде подвесок, парашютов, аэростатов, самолетов, звезд. Технология изготовления монтажных елочных игрушек пришла к нам из Богемии, где они появилась в конце XIX века. В этой технике  на нашей елке выполнены звезда, подвески, бусы.

В начале 1950-х годов начали выпускать игрушки по новой технологии - на прищепке, появились животные, человечки разных профессий, космонавты, рабочие и октябрята, группы граждан в национальных костюмах союзных республик, изображавшие дружбу народов, – все они заменили хрупких балеринок и грустных клоунов, которые были распространены в 20-е и 30-е годы (показать на прищепках).

Обратите внимание, привычных для нас шаров было совсем мало, зато были разнообразные сосульки, сельскохозяйственные культуры: баклажаны, перец, кукуруза, малина и др. Обязательным атрибутом новогодней елки были часы.

До 40-х годов Дед Мороз и Снегурочка выглядели, как жители Севера. Изготавливали их самостоятельно из ваты и папье-маше. Кстати, впервые с внучкой Дед Мороз появился в 1937 году. Их белые шубы и шапки, а также обувь напоминали традиционные наряды северных народов. Деды-Морозы из папье-маше и ваты в 1940-60-х годах являлись подставочными фигурами елочного ассортимента. Подставочными они названы потому, что были закреплены на деревянной подставке и устанавливались под елкой. С конца 1960-х гг., с развитием в СССР производства пластмасс и резины, подставочные фигуры изготавливались из этих материалов в более широком ассортименте. Еще один примечательный факт – в то время Дед Мороз был отрицательным персонажем.

Многие из вас, походя к ёлке, восклицают: «А у меня был такой шарик, а я помню эту сосульку, а у меня до сих пор сохранились такие же бусы на ёлку!». Отрадно видеть, что выставка подарила вам (и вашим родителям) возможность, пусть ненадолго, вернуться в волшебный уютный мир детства, оживить в душе счастливые воспоминания.

Не выбрасывайте старые игрушки, доставайте и наряжайте свою, ёлку из детства. И пусть она будет самой лучшей! 

Среди них есть и немало раритетных украшений. Скажем, первая искусственная елка отечественного производства 1940 года, изготовлена ​​из окрашенного куриного пера, целая компания разнообразных Дедов Морозов и Снегурочек советской эпохи, картонные «дрезденки» XIX в., стеклянные игрушки из Богемии, елочные украшения времен Великой Отечественной войны, фигурки космонавтов и ракеты 60-х гг, первые лавсановые игрушки. А еще стеклянные бусы, гирлянды из флажков и электрических лампочек, игрушки каркасные и современные украшения.

 

ЕЛЬ КАК АТРИБУТ НОВОГОДНЕГО (РОЖДЕСТВЕНСКОГО) ПРАЗДНИКА

(новогодние посиделки в историческом музее МОУ «Амвросиевская школа №6»)

Ребята! Встреча Нового года и Рождества с детства у всех ассоциируется с ёлкой, традиция украшать которую передается из поколения в поколение и имеет свою историю. Ещё древние кельты считали, что природа населена сверхъестественными существами, чтобы получить помощь которых, надо приносить жертвы. Верили, что в ветвях деревьев живут духи, от расположения которых зависит урожай. Мировое Дерево символизировало устройство мира и считалось центром мироздания: корни, уходящие глубоко в землю, - преисподняя; мощный ствол с ветвями – наземный мир; крона - Рай, связь человека с Высшими Силами. У славян оно ассоциировалось с березой, в Египте – с пальмой, в Греции - с кипарисом, в Риме – с фиговым деревом, у кельтов – с омелой. Священное дерево щедро украшали, а вокруг него устраивали веселые песни и пляски.

Позже ритуальным деревом стала вечнозеленая ель - дерево бессмертия, символ жизни и возрождения. Наши предки думали, что ель пользуется особыми привилегиями у солнца, и оно позволяет ей быть всегда зеленой. По легенде, когда все деревья пришли поклониться младенцу Христу, ёлочка не осмелилась подойти, т.к. боялась уколоть ребенка, а кроме хвои и шишек ей нечего было подарить. Тогда остальные деревья повесили на ее ветви свои фрукты, орехи, Христос с улыбкой протянулся к ели, и она стала символом Рождества.

Упоминание о рождественском дереве, называемом «царицей лесов», сохранилось в немецкой летописи XVI века, утверждающей, что украшение дома зелеными ветками должно гарантировать здоровье и счастье его жителям. Говорилось также, что среди германцев издавна существовал обычай идти на Новый год в лес, где выбранное еловое дерево освещали свечами, украшали цветными тряпочками, после чего вокруг него совершали соответствующие обряды. Власти запрещали это делать, считая языческими традициями, так и не искорененным католической церковью.

Тогда же появился обычай приносить «рождественское дерево» в дом и украшать. Существует предание, что начало ему положил немецкий реформатор Мартин Лютер. В 1513 г., возвращаясь домой в канун Рождества, он был очарован красотой звезд, усыпавших небесный свод. Лютер украсил ель свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о Вифлеемской. Что касается публичной праздничной ёлки, то существует версия, что её впервые поставили на площади г. Селеста в Эльзасе в 1521 г. Версию оспаривает Латвия, утверждая, что первая ёлка была установлена в Риге на площади Ратуши в 1510 г.

Первое письменное свидетельство об украшенных елях датировано 1605 г.: «В Страсбурге на Рождество приносят в дома еловые деревья, на них кладут розы, сделанные из цветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сахар и другие вещи». Идею подхватила Европа, правда, сначала елку можно было найти только в богатых домах (за неё платили, как за корову). В XVIII в. рождественское дерево появилось в Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии. В Париже пушистую красавицу нарядили в 1840 г. при дворе Луи Филиппа стараниями невестки короля герцогини немки Елены Орлеанской. По другим сведениям в 1807 г. император Наполеон I, узнав о старинном немецком обычае, в одном из походов приказал нарядить ёлку для солдат-немцев.

В Англии первую ель нарядили в 1841 г., когда королева Виктория вышла замуж за немца Альберта Саксен-Кобургского, «для удовольствия его молодой жены и детей». И в Америке эта традиция появилась также благодаря немцам.

В России Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января стал праздноваться с 1700г. по указу царя Петра I от 20 декабря 1699 г., в котором царь призвал вместе с Европой вести летоисчисление от Рождества Христова, а не от сотворения мира, и отмечать новолетие «по примеру всех христианских народов» 1 января.

Украшать ель также стали благодаря Петру, велевшему в Новый год украсить столицу хвоей: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых…». А «людям скудным» предлагалось «хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить, а стоять тому украшению января в первый день». Вносить же дерево в дом запрещалось - ель на Руси связывалась со смертью и погребальным обрядом.

Самыми послушными исполнителями указа стали владельцы трактиров, обозначавшие еловыми ветвями вход в заведения, отчего горького пьяницу прозывали «ёлкиным».

Но потребовалось целое столетие, чтобы ель в России завоевала свое место. Первыми в дом её поставили петербургские немцы в начале XIX в. У них обычай переняла столичная знать, и вскоре нарядные ёлки красовались во многих домах. А накануне 1840 г. газета «Северная пчела»: впервые сообщала о продающихся «прелестно убранных и изукрашенных фонариками, гирляндами, венками» ёлках.

В рассказе С. Ауслендера «Святки в старом Петербурге» (1912) рассказывается, что первая семейная рождественская ёлка была устроена Николаем I, после чего все стали следовать примеру царской семьи. Этому способствовала императрица Александра Федоровна, родившаяся в Пруссии, введя обычай дарить на Рождество подарки, раскладывая их под ёлкой или вешая на ветки. Детей было много, поэтому ёлки ставили и в парадных залах Зимнего дворца. Император сам посещал магазины, выбирая рождественские сюрпризы близким.

С 1852 г. в столице стали организовываться общественные елки. Первая из них была устроена в здании Екатерингофского вокзала и наряжена цветными лоскутами бумаги. Вскоре публичные ёлки в театрах и городских клубах, стали не менее распространены, чем домашние. Первоначально сразу после рождественской ночи все съедобные ёлочные украшения съедались (существовала традиция обрывания подарков, которая называлась «ощипыванием ёлки»), а дерево поутру выбрасывалось.

Спустя время ель стали держать в доме несколько дней. Встречались богачи, наряжающие её не только сладостями и фруктами, но и вешающие на верхние ветки в виде украшений ювелирные изделия: серьги, перстни, кольца.

Игрушки на ёлке стали появляться лишь во второй половине XIX в.: стеклянные шары, картонные лошадки, куколки из кружев и бисера, ангелочки и клоуны, фрукты из бархата и папье-маше, а на верхушке - Вифлеемская звезда. Стоили они дорого: красиво нарядить дерево могли только лишь состоятельные люди. Тогда же пышно отмечать Новый год стали и в периферийных городах. В деревнях это случилось в конце XIX в., когда ёлку стали устраивать сначала в сельских школах, а затем в крестьянских домах. Наутро после рождественской ночи её клали во дворе набок, чтобы бедные, дети могли взять себе гостинец к празднику.

В годы Первой мировой войны император Николай II посчитал традицию украшения ели «вражеской» и запретил её. После революции запрет отменили и 31 декабря 1917 г. в Михайловском артиллерийском училище в Петербурге устроили первую советскую общественную елку. До наших дней сохранились и воспоминания о ёлках, организованных для детей В. И. Лениным. Они описаны в рассказах «Ёлка в Сокольниках» и «Ёлка в Горках». Но с 1925 г. началась борьба с религией и с христианскими праздниками, результатом которой стала отмена Рождества в 1929 г. (день стал рабочим) и новогодней ёлки. Специальные патрули заглядывали в окна и заходили в дома, пресекая попытки праздничных приготовлений.

         Все изменилось в 1935 г., когда ель была превращена в новый праздник, девиз которого: «Новогодняя ёлка – праздник радостного и счастливого детства в нашей стране». 28 декабря в газете «Правда» появилась заметка Павла Постышева: «Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку!». С тех пор устройство новогодних торжеств для детей стало обязательным, а рождественское дерево превратилось в атрибут государственного праздника Нового Года.

В канун нового 1938 г. в Колонном зале Дома Союзов поставили огромную 15-метровую ёлку с 10 тысячами украшений и игрушек, ставшую традиционной и называвшуюся главной елкой страны. С 1976 г. она стала устанавливаться в Кремлевском Дворце Съездов, а с 1996 г. — на Соборной площади Кремля. В 1940 г. появилась и первая искусственная ёлка из подручных средств: художница София Зима, придумавшая множество детских игрушек, смастерила её из обычного куриного пера. Мастерица брала перо, острым лезвием отрезала полоску от стержня (на нем оставались ворсинки) и накручивала на металлическую проволоку, а затем раскрашивала все зеленкой. В 1959 г. первые искусственные ели изготовили в Загорске по особой технологии: ветки были сделаны ярусами и нанизаны на кусочки стержня.

Таким образом, украшенное зимнее деревце за несколько веков не только не утратило своей актуальности, но и стало едва ли не главной новогодне-рождественской традицией, согревая за несколько столетий светом своих огней сердца миллионов людей.


МБОУ "Амвросиевская школа №6" Амвросиевского района © 2024
Бесплатный хостинг uCoz